Инерциальные модули компании Xsens: математические алгоритмы совместно с современными МЭМС-технологиями как надежное решение задач ориентации и навигации
Решение указанных задач осложняется неидеальностью датчиков и системы в целом, что приводит к возникновению ошибок, имеющих различный характер, в том числе ошибок, вызванных внешними воздействиями — вибрациями из-за двигателей и исполнительных механизмов или из-за взаимодействия с окружающей средой, изменениями температуры, длительными ускорениями и магнитными возмущениями.
Последние достижения в области технологии микроэлектромеханических систем (MEMS) позволяют разработать недорогие (<$1–100 за ось) и компактные (от <0,02–0,2 см3) акселерометры и гироскопы. Ошибки, присущие этим компонентам, существенно затрудняют построение навигационных систем с использованием IMU только на основе MEMS-датчиков для упомянутых применений. Для увеличения точности и надежности оценки отслеживания чрезвычайно важно, чтобы сигналы IMU на основе MEMS комбинировались с измерениями от вспомогательных датчиков, таких как магнитометр, барометрический высотомер и глобальная спутниковая навигационная система (GNSS), а также с моделями движения, специфичными для конкретных подвижных объектов. Компания Xsens, обладающая многолетним опытом разработки алгоритмов, создала алгоритм слияния датчиков Xsens estimation engine (XEE), который позволяет использовать преимущества различных вспомогательных измерений датчиков и оптимально сочетать их для получения надежных оценок отслеживания.
Инерциальные модули Xsens имеют название MTi и удовлетворяют требованиям, существующим в различных областях применения. На рис. 1 изображена линейка модулей MTi, а в таблице 1 представлен перечень моделей в каждой из линеек с указанием функционала. Основой модуля является инерциальный измерительный блок IMU на основе MEMS-датчиков, объединенный с триадой магнитометров в легком (11 г для OEM-версии) миниатюрном (<15 см3) корпусе с энергопотреблением 480–650 мВт (для MTi 100‑й серии). Конструкция модуля и датчиков в сочетании с алгоритмами обработки сигналов обеспечивает устойчивость к вибрациям в диапазоне как минимум до 400 Гц (для MTi 100‑й серии), а также выдачу данных с высокой частотой (2 кГц) и низкой задержкой передачи данных (<2 мс). Серия продуктов MTi разработана с учетом требований, диктуемых существующими применениями.
Модель |
MTi 1-series |
MTi 600-series |
MTi 10-series |
MTi 100-series |
IMU |
MTi-1 IMU |
MTi-610 IMU |
MTi-10 IMU |
MTi-100 IMU |
VRU |
MTi-2 VRU |
MTi-620 VRU |
MTi-20 VRU |
MTi-200 VRU |
AHRS |
MTi-3 AHRS |
MTi-630 AHRS MTi-630R AHRS |
MTi-30 AHRS |
MTi-300 AHRS |
GNSS/INS |
MTi-7 GNSS/INS |
MTi-670 GNSS/INS MTi-670G GNSS/INS |
– |
MTi-G-710 GNSS/INS |
GNSS/INS (RTK) |
– |
MTi-680 RTK GNSS/INS MTi-680G RTK GNSS/INS |
– |
– |
В рамках каждой серии MTi компания Xsens предлагает несколько вариантов продукции. Каждый вариант предоставляет различные функциональные возможности. На рис. 2 и в таблице 1 пояснена классификация модулей MTi по функционалу.
Блок чувствительных элементов IMU представляет собой инерциальный измерительный блок, который выдает калиброванную информацию о линейных ускорениях, угловых скоростях поворота, данных о величине магнитного поля по трем осям и барометрического давления (для некоторых вариантов модулей). IMU не предоставляет функцию слияния данных от датчиков для получения оценок по углам ориентации, но имеет возможность вывода данных в виде приращений по углам ∆q и приращений по скорости ∆v.
Гирогоризонт (VRU) позволяет применять алгоритмы, которые используют направление вектора ускорения свободного падения в качестве источника дополнительной информации для расчета и коррекции углов крена и тангажа. По сути, он предоставляет те же данные, что и курсовертикаль (AHRS), за исключением угла рыскания. Оценка угла рыскания в гирогоризонте не имеет привязки к направлению на север, что означает, что угол вычисляется без какой-либо географической/магнитной привязки и коррекции, а лишь за счет интегрирования показаний с гироскопов с возможностью использования функции активной стабилизации по курсу для уменьшения его дрейфа. Для VRU доступен весь функционал IMU.
Курсовертикаль (AHRS) схожа по функционалу с гирогоризонтом и выдает углы крена, тангажа и рыскания с привязкой к направлению на север за счет использования магнитометров. Для AHRS доступен весь функционал VRU и IMU.
Инерциальная навигационная система комплексирована с информацией от спутниковой навигационной системы (GNSS/INS), в том числе с поддержкой кинематики в реальном времени (RTK) для получения сантиметровой точности определения координат. Такие варианты модулей имеют барометр и приемник сигналов GNSS и поправок с базовых станций для увеличения точности методом кинематики в реальном времени (RTK). Они выдают информацию об углах крена, тангажа и рыскания с привязкой к направлению на север, а также информацию о линейном положении объекта и его линейной скорости. Данные модули предоставляют доступ к функционалу IMU, VRU и AHRS.
Каждая из серий модулей MTi отличается друг от друга такими характеристиками, как точность выдаваемой информации об углах ориентации и координатах, габаритами, вариантом исполнения, набором доступных интерфейсов и другими эксплуатационными параметрами. В таблице 2 приведены данные по всем вариантам инерциальных модулей с основными точностными характеристиками, в таблице 3 представлены массовые и геометрические характеристики модулей MTi, в таблицах 4–6 сведены данные о характеристиках гироскопов, акселерометров, барометров, магнитометров, входящих в состав модулей, а также характеристики GNSS-приемников, в таблице 7 приведены эксплуатационные характеристики модулей.
Модуль |
Крен/Тангаж |
Курс |
Алгоритмы |
Координаты |
|
статическая |
динамическая |
||||
MTi 1-series (1-я серия) |
|||||
MTi-1 IMU |
– |
– |
– |
– |
– |
MTi-2 VRU |
0,5° |
0,8° |
AHS |
XKF |
– |
MTi-3 AHRS |
0,5° |
0,8° |
2° |
XKF |
– |
MTi-7 GNSS/INS |
0,5° |
0,5° |
1,5° |
XKF |
1 м; 0,05 м/с |
MTi 600-series (600-я серия) |
|||||
MTi-610 IMU |
– |
– |
– |
– |
– |
MTi-620 VRU |
0,2° |
0,25° |
AHS |
XKF |
– |
MTi-630 AHRS |
0,2° |
0,25° |
1° |
XKF |
– |
MTi-630R AHRS |
0,2° |
0,25° |
1° |
XKF |
– |
MTi-670 GNSS/INS |
0,2° |
0,25° |
0,8° |
XKF |
1 м; 0,05 м/с |
MTi-670G GNSS/INS |
0,2° |
0,25° |
0,8° |
XKF |
1 м; 0,05 м/с |
MTi-680 RTK-GNSS/INS |
0,2° |
0,25° |
0,5° |
XKF |
1 cм; 0,05м/с |
MTi-680G RTK-GNSS/INS |
0,2° |
0,25° |
0,5° |
XKF |
1 cм; 0,05 м/с |
MTi 10-series (10-я серия) |
|||||
MTi-30 AHRS |
0,2° |
0,5° |
1° |
XKF |
– |
MTi 100-series (100-я серия) |
|||||
MTi-100 IMU |
– |
– |
– |
– |
– |
MTi-200 VRU |
0,2° |
0,3° |
AHS |
XEE |
– |
MTi-300 AHRS |
0,2° |
0,3° |
1° |
XEE |
– |
MTi-G-710 GNSS/INS |
0,2° |
0,3° |
0,8° |
XEE |
1 м; 0,05 м/с |
Примечание. AHS — Active Heading Stabilization (активная стабилизация по курсу).
MTi 1-series |
MTi 600-series |
MTi 10/100-series |
MTi-G-710 |
|||
Без корпуса, OEM |
Пластиковый корпус, OEM |
MTi-6xxR, Корпусированный |
MTi-6xxG, Корпусированный |
Корпусированный |
OEM |
Корпусированный |
12,1×12,1×2,55 мм |
31,5×28×13 мм |
56,5×40,9×24,75 мм, 75 г |
56,5×40,9×36,75 мм, 98 г |
57×42×23,5 мм, 52 г |
37×33×12 мм, 11 г |
57×42×23,5 мм, 55 г |
под пайку |
16-контактный разъем |
12-контактный разъем |
12-контактный разъем, |
9-контактный разъем |
16-контактный разъем |
9-контактный разъем |
Отладочный набор |
Отладочный набор |
Отладочный набор |
||||
Состав*: модуль MTi на отладочной плате, |
Состав*: модуль MTi, отладочная плата, приемник и антенна, |
Состав*: модуль MTi, антенна, USB-кабель CA-USB-MTI, ПО |
Примечание. *Состав отладочного набора определяется типом модуля.
Характеристики |
MTi 1-series |
MTi 600-series |
MTi 10-series |
MTi 100-series |
||||
Гироскопы |
Акселерометры |
Гироскопы |
Акселерометры |
Гироскопы |
Акселерометры |
Гироскопы |
Акселерометры |
|
Диапазон измерений* |
2000 °/с |
160 м/с2 |
2000 °/с |
100 м/с2 |
450 °/с |
200 м/с2 |
450 °/с |
200 м/с2 |
Cмещение нуля |
– |
– |
– |
– |
0,2 °/с |
0,05 м/с2 |
0,2 °/с |
0,05 м/с2 |
Стабильность нуля в запуске |
10 °/ч |
30 мкg |
8 °/ч |
10 мкg |
18 °/ч |
15 мкg |
10 °/ч |
15 мкg |
Полоса пропускания (3 дБ) |
230 Гц |
230 Гц |
520 Гц |
500 Гц |
415 Гц |
375 Гц |
415 Гц |
375 Гц |
Плотность шума |
0,003 °/с/√Гц |
70 мкg/√Гц |
0,007 °/с/√Гц |
60 мкg/√Гц |
0,03 °/с/√Гц |
60 мкg/√Гц |
0,01 °/с/√Гц |
60 мкg/√Гц |
Погрешность от g (с калибровкой) |
0,001 °/с/g |
– |
0,001 °/с/g |
– |
0,006 °/с/g |
– |
0,003 °/с/g |
– |
Неортогональность |
0,05° |
0,05° |
0,05° |
0,05° |
0,05° |
0,05° |
0,05° |
0,05° |
Нелинейность (от полного диапазона) |
0,1% |
0,5% |
0,1% |
0,1% |
0,03% |
0,1% |
0,01% |
0,1% |
Примечание. *Возможны нестандартные диапазоны, по запросу.
Характеристики |
MTi 1-series |
MTi 600-series |
MTi 10-series |
MTi 100-series |
||
Магнитометр |
Магнитометр |
Барометр |
Магнитометр |
Магнитометр |
Барометр |
|
Диапазон измерений |
±8 Гс |
±8 Гс |
300–1100 гПа |
±8 Гс |
±8 Гс |
300–1100 гПа |
Шум (с. к. з.) |
0,5 мГс |
1 мГс |
1,2 Па |
0,5 мГс |
0,5 мГс |
3,6 Па |
Нелинейность (от полного диапазона) |
0,2% |
0,2% |
– |
0,2% |
0,2% |
– |
Разрешающая способность |
0,25 мГс |
0,25 мГс |
5 Па |
0,25 мГс |
0,25 мГс |
8 см (на уровне моря, +15 °С) |
|
MTi-G-710 GNSS |
MTi-680(G) RTK-GNSS/INS MTi-670(G) GNSS/INS |
Тип приемника |
72 channel, GPS/QZSS L1 C/A, GLONASS L10F, BeiDou B1, SBAS L1 C/A : |
184 channel, GPS L1C/A L2C, GLO L1OF L2OF, GAL E1B/C E5b, BDS B1l B2l, QZSS L1C/A L2C |
Датум |
WGS84 |
WGS84 |
Частота обновления |
4 Гц |
4 Гц |
Погрешность определения координат в горизонте |
Autonomous: 2,5 м CEP SBAS: 2 CEP |
PVT: 1,5 м CEP RTK: 1 cм CEP |
Погрешность по скорости |
0,05 м/с |
0,05 м/с |
Время готовности (холодный старт) |
26 с |
24 с |
Характеристики |
MTi 1-series |
MTi 600-series |
MTi 600-series (6xxR/G) |
MTi 10-series |
MTi 100-series |
Напряжение питания |
2,19–3,6 В |
4,5–24 В |
4,5–34 В или 3,3 В |
||
Потребляемая мощность |
<100 мВт (при 3 В) |
<1 Вт (тип.) |
550 мВт (тип., при 5 В) |
660 мВт (тип., при 5 В) |
|
Класс защиты IP |
IP00 |
IP51 |
IP68 |
IP67 (для корпусированной версии) |
|
Диапазон рабочих температур |
–40…+85 °С |
||||
Вибрация и удары |
– |
– |
– |
– |
MIL-STD-202-201A/204C/214A |
Материал корпуса |
нет |
PC-ABS |
анодированный алюминий |
||
Частота выдачи информации |
до 800 Гц |
1 кГц, 400 Гц SDI |
2 кГц, 400 Гц SDI |
до 2 кГц |
|
Запаздывание |
– |
– |
– |
< 2 мс |
|
Интерфейсы |
I2C/SPI/UART |
CAN/RS232/UART |
CAN/RS232 |
RS232/RS422/RS485/UART/USB |
|
Опции синхронизации |
SyncIn, PPS |
SyncIn, SyncOut, Clock sync |
|||
Протоколы |
XBus, NMEAin |
XBus, ASCII (NMEA), CAN |
XBus, ASCII (NMEA), CAN |
XBus или ASCII (NMEA) |
Модули серии MTi 1‑series — это самые маленькие (12,1×12,1 мм), легкие (<1 г) и наиболее экономичные варианты модулей Xsens в форм-факторе для поверхностного монтажа (SMD), совместимые со стандартом JEDEC PLCC‑28 и выпускаемые крупными партиями для серийного потребления в большом объеме.
Модули серии MTi 600‑series с классом пылевлагозащиты IP51 спроектированы как экономичный и простой в интеграции OEM-компонент с малой массой и габаритами. Модуль можно устанавливать двумя способами: либо кверху ногами непосредственно к ответному разъему на печатной плате, либо установить отдельно, присоединив шлейфом к ответному разъему на печатной плате. Варианты модулей MTI‑630R, MTI‑670G и MTI‑680G с классом пылевлагозащиты IP68 имеют прочный алюминиевый корпус, а модели MTI‑670G и MTI‑680G оснащены встроенным приемником GNSS. Еще одна особенность всей серии MTi 600‑series — наличие интерфейса CAN.
Модули серии MTi 10‑series представляют собой вариант инерциального модуля по доступной цене. Они оснащены прочными корпусами из анодированного алюминия и прочными и надежными разъемами push-pull. Серию MTi‑10 легко узнать по алюминиевому серебристому основанию.
Модули серии MTI 100-series — топовый вариант модулей MTi в прочных алюминиевых корпусах, точность которых превосходит обычные модули на базе MEMS-датчиков благодаря использованию высокоточных гироскопов и уникального оптимизационного фильтра, чьи возможности выходят за рамки стандартных расширенных реализаций фильтра Калмана. Кроме того, производится более точная заводская калибровка, с высокой воспроизводимостью и надежностью. MTi 100‑й серии можно узнать по темно-серому или черному основанию и небольшим отверстиям для барометра на боковой стороне корпуса. MTi-G‑710 оснащен дополнительным разъемом SMA для подключения антенны GNSS.
Все серии модулей MTi поставляются с отладочным программным обеспечением MT Software Suite, которое содержит специально разработанный и простой в применении графический пользовательский интерфейс, а также драйверы для различных операционных систем и позволяет быстро начать работу с модулем. Помимо этого, ПО предлагает множество других полезных инструментов, примеры исходного кода и документацию.
В завершение описания модулей Xsens хотелось бы немного подробней коснуться областей применения этих устройств (рис. 3–6), так как их количество растет с каждым годом. В настоящее время проводится много исследований и разработок в сфере автономных наземных транспортных средств и систем помощи водителю. Причем список применений обширен: начиная от автономных грузовиков и легковых автомобилей и поездов до мобильных роботов и автоматизированных систем для 3D-съемки. Особо следует выделить решения для складских помещений и логистики, в которых взят курс на максимальную автоматизацию и переход к «Индустрии 4.0», где отслеживание движения играет важную роль. Уже сейчас здесь используется робототехника, автономные транспортные средства, сенсорные технологии и «Интернет вещей» (IoT). Устройства, предлагаемые компанией Xsens, могут быть использованы в любой из этих областей, поскольку удовлетворяют всем специфическим требованиям при решении задач ориентации и навигации для объектов вне и внутри помещения, а также под землей. Например, гирогоризонт (VRU) обеспечивает вывод данных по крену, тангажу и курсу без привязки к магнитному полю Земли, что делает его оптимальным решением для использования в условиях с высокими магнитными возмущениями в закрытых помещениях и подземных складах. Или, например, модули MTi 600‑й серии, поддерживающие интерфейс CAN, а также оснащенные приемником GNSS, что делает их незаменимыми для использования в автомобильных системах.
Классическими вариантами являются авиационные и морские применения. Авиационные применения включают системы управления беспилотными дронами, например для обследования территории или перемещения грузов, а также системы стабилизации камер, в том числе для киноиндустрии. В морских применениях базовыми являются задачи, связанные с управлением движением морских судов и беспилотных дронов, причем на территории портов это становится особо сложной задачей из-за необходимости учитывать большое количество различных факторов, включая сильно изменяющееся движение воды и воздуха. Перечень задач для морских применений, где требуется получать данные об углах ориентации и координатах объекта, весьма обширен и не ограничивается указанными примерами: сюда можно отнести и управление автономными подводными аппаратами, и решение задачи поддержания положения судна в условиях течения, и задачу стабилизации углового положения платформы для камер или антенн, и определение направления течения на поверхности и на глубине, и картографирование морского дна с высокой степенью детализации, и системы наблюдения в порту и на судах. Для всех указанных задач надежность и точность имеют первостепенное значение, но помимо этого, как правило, существуют требования по низкому энергопотреблению, высокоскоростной обработке и выдаче информации, малой массе и габаритам. Надежное аппаратное и программное обеспечение модулей MTi наряду с фильтрами, обеспечивающими защиту от магнитных искажений, и широкий выбор вариантов модулей по эксплуатационным характеристикам делают решения от Xsens более чем подходящими для указанных применений. В дополнение к упомянутым применениям, где могут эксплуатироваться инерциальные модули компании Xsens, следует упомянуть такие сферы, как сельское и лесное хозяйство, автомобильные испытания, добыча полезных ископаемых, цифровое картографирование и геодезия.
Благодаря богатому функционалу различных серий модулей MTi, их точностным и эксплуатационным характеристикам, решения компании Xsens перекрывают большое количество требований в той или иной области применения. А наличие удобного программного обеспечения и квалифицированная техническая поддержка позволяют инженерам-разработчикам получить надежное решение с минимальными затратами времени и ресурсов на интеграцию модулей MTi в разрабатываемую систему.
- Vydhyanathan A., Bellusci G. The Next Generation Xsens Motion Trackers for Industrial Applications. Xsens White Paper, 2018.
- Пономарёв Ю. А. Инерциальные модули компании Xsens: объединение последних достижений науки в миниатюрном формате // Компоненты и технологии 2017. №7
- IEEE Standard for inertial systems terminology, IEEEStd 1559-2009. 2009.
- base.xsens.com/s/?language=en_US
- xsens.com